|
Публичный отчёт МОУ ДОД "Арина" за 2010-2011 учебный год1.
Нормативно-правовое обеспечение
деятельности МОУДОД «Арина».
2.
Кадровый состав. Педагогический
коллектив МОУ ДОД «Арина» в 2010-2011 учебном году состоял из 40 человек. Из
них: высшее образование имеют - 48%, среднее-специальное
– 48 %, среднее – 4%. Высшую квалификационную категорию имеют – 38%, первую
квалификационную категорию – 38%, вторую квалификационную категорию – 19%, без
категорий – 5%. По стажу работы: до 2 лет – 10%, с 2 до 5 лет – 20 %, с 5 до 10 лет – 17%, свыше 10 лет – 53%. 3.
Анализ воспитательной работы по
направлениям. В 2010-2011учебном году педагогический коллектив МОУ ДОД «Арина» продолжил работу по
воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения
к историческому наследию своей Родины, формированию активной гражданской
позиции, осознания своего места в обществе. Эта работа осуществлялась в рамках
приоритетного направления воспитательной системы учреждения - «Я – гражданин
России!». В рамках данного направления в учреждении прошли мероприятия: концертная программа «Мой город»; литературно-музыкальные гостиные: «Будем мы верны традициям Отечества», «Спасибо вам за мир», «Я люблю тебя, Россия…»; интеллектуально-познавательная программа «Славянская письменность и ее создатели»; урок мужества «Служу России»; игровые программы: «Тяжело в ученье - легко в бою», «По морям, по волнам»; дискуссии: «Чтоб не пропасть по одиночке», «Главные вопросы»; экскурсии в ВЧ; музей боевой и трудовой славы завода «Красное Сормово» и др. Гражданско-патриотическое
воспитание в 2010-2011 учебном году прошло красной нитью через дополнительные
образовательные программы кружков учреждения. Так дополнительная
образовательная программа педагога Мартьяновой М.Н. в фольклорном кружке
основана на воспитании любви к Родине, знакомстве с народными традициями,
песнями, обычаями русского народа.
Например, в процессе проведения праздника «Покров» (14.10.2010г.), дети и
подростки познакомились с традициями бабушек и дедушек, играли в народные игры,
исполняли русские народные песни, отгадывали загадки, водили хороводы. В конце
праздника хозяйка угостила всех присутствующих пирогами с яблоками. Особенно хочется отметить работу
кружка «Гражданско-патриотический» (педагог Аветисян
Л.А.). Через занятия и воспитательные
мероприятия кружка, познавательные программы: «Символы России», «О подвигах, о
доблести, о славе»; беседы: «Русский характер», «Орден в твоем доме»
воспитанники осознали такие
патриотические понятия как долг, честь, ответственность, защита Отечества,
воин, воинская присяга и др. Получили знания об истории вооруженных сил России,
основах воинской службы, строевой подготовке, основах первой медицинской
помощи. Всего
по данному направлению в 2010-2011
учебном году было проведено 62
мероприятия, с охватом 1892 человека. В
2010-2011 учебном году педагогический коллектив МОУ ДОД «Арина» большое
внимание уделил работе с семьями обучающихся и общественностью. Возрождение
нравственных, духовных ценностей семьи, семейных традиций, формирование
интереса к истории своей семьи, к своей родословной осуществлялось в процессе
проведения совместных мероприятий. В
течение года были проведены семейные
вечера: «Сундучок увлечений моей семьи», «У самовара», «Русский характер», «Жили-были,
хоровод водили»; семейные праздники: «День хорошего настроения», «Широкая
масленица»; конкурсная программа «Самая
славная, добрая, главная»; семейные посиделки: «Вечер добрых сюрпризов»,
«Дорогою добра», «В гостях у домовёнка» и другие. Все
выше перечисленные мероприятия способствовали воспитанию толерантности,
уважения к своей семье, восстановлению связи поколений. Отдельно хочется
сказать о семейном клубе «Визави», который организовали в структурном
подразделении – детском (подростковом) клубе «Ракета» МОУ ДОД «Арина»
родители-единомышленники. Основное направление работы семейного клуба «Визави» –
организация интересного, содержательного семейного досуга. В клубе «Визави»
периодически один раз в месяц
организуются встречи, на которых обсуждаются проблемы воспитания, а также творческие встречи с интересными
людьми. В целях повышения педагогических знаний
родителей в течение 2010-2011 учебного года проходили беседы: «Знаете ли вы
своего ребенка?», «Плюсы и минусы возраста», «Книга. Культура. Семья» и другие. История страны, как в зеркале, отражается в
судьбах ее граждан. Чем больше узнаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь
нюансы исторических событий.
С
сентября 2010 года по май 2011 года на базе структурного подразделения -
детский (подростковый) клуб «Народный», в рамках приоритетных направлений
воспитательной системы «Добрый ручеек» и
«Я – гражданин России» проходила
реализация социально-педагогического
проекта «Большая история маленького поселка Дубравный». В проекте приняли участие воспитанники
кружка «Туристско-краеведческий», (педагог Маякин
А.В.), активисты детского актива «Шар», а также подростки, находящиеся в
социально-опасном положении. Основными направлениями проекта стали: · туристско-краеведческое;
· нравственное;
· профилактика
асоциального поведения. Участники проекта вели поисковую
работу: встречались с жителями поселка Дубравный,
узнавали об интересных событиях,
происходящих на нем в разные годы, а также о людях, живущих рядом.
Так участники проекта посели ветеранов на дому: Фарисеева
А.И., Судонину Е.В., Ульянову В.А. Ветераны рассказали
о первом макете поселка, который был представлен в 1952 году, на выставке ВДНХ,
в Москве. В рамках проекта шла систематизация информационного материала (фотографии, газетные вырезки, записи бесед с
ветеранами). Воспитанники оформили фотоальбом «Поселок Дубравный – вчера и
сегодня». Для ветеранов ВОВ и труда ко Дню пожилого человека, Дню Победы были проведены
концерты на дому силами педагогов и детского актива. Инициативная группа
детского актива «Шар» помогали нуждающимся в помощи ветеранам по хозяйству
(ходили за продуктами, водой, убирали мусор на огородах). В проекте «Большая
история маленького поселка Дубравный» активное участие
приняла общественность самого посёлка. Вся перечисленная выше деятельность
способствовала улучшению отношений детей, родителей и общественности. Всего по данному направлению в 2010-2011
учебном году было проведено 35 мероприятий, с охватом 1240 человек. Индивидуально-профилактическая работа в МОУ ДОД
«Арина» в течение 2010-2011 учебного года велась в рамках направления
воспитательной системы «Знаю, умею, действую!». В начале учебного года
педагогами учреждения проведено анкетирование по изучению социального заказа
родителей на педагогические услуги. Результаты анкетирования показали, что
перемены, происходящие в обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему
помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики
асоциального поведения детей, подростков, молодежи. А также проводилось анкетирование среди детей и подростков по теме «Я и моя
семья». По результатам анкетирования было отмечено, что не все родители
заинтересованы в организации досуга своих детей, а часть родителей
готова сотрудничать и оказывать помощь. Воспитанники чувствуют тревогу,
когда остаются в одиночестве со своими проблемами, многие из воспитанников
обсуждают с родителями личные проблемы, рассказывают, что нового произошло в школе, клубе, а есть такие
воспитанники, которым не с кем посоветоваться. Вот именно с такими детьми и
проводилась работа педагогами учреждения в течение 2010-2011 учебного года.
Очень много было проведено индивидуальных бесед, оказана помощь в подготовке
школьных уроков. Особую помощь в данном направлении оказала работа по проекту «Воспитание делом». Этот
проект направлен на создание условий для развития организованного
«воспитательного пространства свободного общения» несовершеннолетних, а также
детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении через включение
их в различные виды досуговой деятельности и
приобщение к культуре здорового образа жизни. В проект были вовлечены подростки
поселков Дубравный, Высоково в возрасте
13-18 лет. Работая по проекту «Воспитание делом»,
дети и подростки асоциального
поведения были включены в
социально-значимую деятельность. Они
принимали участие в экологических акциях: «Поможем реке», «Чистый
поселок своими руками», «Посади дерево», «Подарим лесу чистоту», «Живи,
Земля!»; благоустраивали детскую и спортивную площадки, помогали ветеранам,
живущим на поселке. Возможности же
спортивного зала в детском (подростковом) клубе «Народный», на базе
которого реализовывался проект, позволили подросткам поиграть в настольный теннис, сокс,
футбэг, позаниматься
на велотренажере. А приобретение спортивного, походного снаряжения
позволило организовать походы с наибольшей комфортностью для
воспитанников. Мероприятия, проводимые в рамках
проекта, способствовали приобщению воспитанников к культуре здорового образа
жизни, оказали положительное влияние на детей и подростков асоциального
поведения. К тому же проектная деятельность способствовала более эффективно
вести индивидуально-профилактическую работу с детьми и подростками. Всего в 2010-2011 учебном году в работу
данного направления были включены 68 детей и подростков. Процесс становления личности подростка
сложен и противоречив. Формирующаяся личность не существует изолированно,
являясь лишь объектом воспитательных воздействий, она погружена в жизнь
окружающего общества, постоянно испытывает его влияние, активно трансформируя
его в свой личный опыт. Поэтому в каждом структурном подразделении МОУДОД
«Арина» есть детский актив – это «ШАР», «Икар», «Луч» и «Я и МЫ». Все участники
детских активов входят в состав детского актива МОУ ДОД «Арина» и в течение
2010-2011 учебного года занимались по дополнительной образовательной программе
«Школа будущих лидеров». В течение
2010-2011 учебного года члены детского актива
помогали педагогам в организации и проведении: акции «Чистая книга»,
вечера бардовской песни «Изгиб гитары желтой»,
командно-спортивной игры «Семь ключей»,
беседы «Что такое толерантная личность?», круглого стола «Молодежная
субкультура», КВН среди детских активов учреждения, «Осеннего бала» и др. Детский актив МОУ ДОД «Арина» незаменимый
помощник не только в решении учебных, воспитательных, хозяйственных задач, но и
в управлении учреждением. Всего с
помощью детского актива в течение 2010-2011 учебного года было проведено 45
мероприятий, с охватом 892 чел. А для 20 человек детского актива проведено 40
мероприятий. Организация оздоровления и отдыха в учреждении в
2010-2011 учебном году шла через направление воспитательной системы «Береги
платье снову, а здоровье смолоду». Педагогический
коллектив осуществлял данную работу через непосредственное обучение детей
элементарным приёмам здорового образа жизни, привитие элементарных навыков,
через здоровьесберегающие технологии
процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и
подвижных упражнений, массовых оздоровительных мероприятий. Ежемесячно для
учащихся школ, а также детей и подростков, занимающихся в кружках, проводились
спортивные программы: «Богатырская сила», «На старт! Внимание! Марш», «Если
хочешь быть здоров», «Будь здоров!», «Планета ЗОЖ» и другие. Одной из форм работы по организации
оздоровления и отдыха в учреждении является проведение традиционной летней
Дворовой практики. Участие в « Дворовой практике» помогает детям и подросткам содержательно
отдохнуть, расширить круг друзей, круг общений и увлечений, а педагогам найти
новых социальных партнеров. А такие традиционные мероприятия, как поход,
соревнования по дворовым играм: футбол, волейбол, баскетбол помогают детям
стать ловкими, сильными, здоровыми. Всего в
2010-2011 учебном году по данному направлению было проведено 69 мероприятий, с
охватом 1059 человек. Физкультурно-оздоровительная работа в 2010-2011
учебном году велась в основном на базе кружков: «ОФП», «Айки-джитсу»
- педагог Григорьев Д.В., «Каратэ» - педагог Бедин
В.А., «Футбол» - педагог Важдаева Е.А., «Шахматный» -
педагог Мотыгин А.С. Перечисленные педагоги были организаторами
таких мероприятий как: Дни здоровья для детей и родителей с выходом на природу;
лыжные походы; спортивные праздники: «Я и моя семья», «Путь к здоровью»;
товарищеские матчи и мини футбольные матчи; спортивные программы: «Мы –
здоровые ребята», «Поезд здоровья» и другие. Всего в
2010-2011 учебном году по данному направлению было проведено 22 мероприятия, с
охватом 510 человек. Досуговая работа
с подростками и молодёжью в учреждении и Сормовском
районе велась системно в течение всего 2010-2011 учебного года. Ведь нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют человека – это
результат его активной деятельности.
Воспитание у детей, подростков, молодежи
гражданственности, любви к
Родине, чувства преемственности
поколений, верности традициям, такие задачи решает педагогический коллектив учреждения,
проводя уже ставшие традиционными поселковые мероприятия: «День
города», «День пожилого человека», Новогодние гулянья, «Колядки», «Масленица»,
«День птиц», «Троица», экологические акции: «Чистый поселок своими руками», «Живи, Земля» и другие. Очень ярко, дружно, шумно и весело
проходил праздник «Масленица – блинная красавица». Этот праздник проводится учреждением
каждый год, и стал уже традиционным. Праздник
«Масленица» - это веселые проводы зимы, озаренные радостным
ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Взрослые и дети играют
в народные игры, меряются силой и ловкостью, поют, пляшут, веселятся, угощаются
блинами и просят друг у друга прощения. Другое очень
теплое мероприятие - « День птиц». Еще
во времена царствования Петра Великого в Москве на Благовещение соблюдали обряд
«отпущенья птиц на волю». Утром горожане, независимо от своего сословия и
состояния, покупали у птичьих ловцов птиц и тут же отпускали их на волю. В
России «День птиц» начал праздноваться с 1925 года, и эта
традиция существует, и по сей день. В структурном подразделении - детский (подростковый) клуб «Народный» этот
праздник также стал традиционным. Он проводится ежегодно с 2005 года.
Актуальность и значимость этого мероприятия состоит в том, что у воспитанников
расширяется кругозор, знания о птицах,
познавательная активность, воспитываются любовь и бережное отношение к природе.
Кульминацией праздника
стало развешивание скворечников в лесополосе поселка Дубравный, которые
изготавливаются подростками и молодёжью
во всех структурных подразделениях МОУ ДОД «Арина» и отвозятся в клуб
«Народный». Так 7 апреля 2010
года педагоги, воспитанники, родители МОУ ДОД «Арина» участвовали в городском
конкурсе на лучшую кормушку и гнездовальный домик,
который проводил НП «Зоопарк «Лимпопо». В результате
было получено благодарственное письмо от администрации зоопарка: «За любовь к живой природе и ее представителям,
воспитание у детей чувства ответственности перед братьями нашими меньшими,
бережное отношение к птицам Нижегородской области и помощь в решении жилищного
вопроса среди пернатых обитателей региона» и возможность посетить зоопарк «Лимпопо». Всего в
2010-2011 учебном году по данному направлению было проведено 30 мероприятий, с
охватом 1732 человека. 4.Социально-педагогическая
работа совместно с социальными службами, отделами и учреждениями, занимающимися
воспитанием подростков, молодёжи и общественными организациями. Чтобы воспитать в детях, подростках
коммуникативные качества, создать ситуацию успеха для каждого из них, дать
возможность реализовать свои творческие способности на более широком уровне,
педагогический коллектив МОУ ДОД «Арина» сотрудничает с различными социальными
институтами. Так например, в 2010-2011 учебном году
педагог Зобова С.К. (кружок «Вокально-хоровой»)
активно сотрудничала с педагогами-вокалистами Нижегородского педагогического колледжа.
Педагог посетила мастер-класс по подготовке вокалистов-конкурсантов, который
проводил Лямин А.В. – преподаватель вокала, солист
Нижегородской Государственной филармонии им. Мстислава Ростроповича.
Воспитанница кружка Глазова Анастасия стала лауреатом 2 степени на 1 городском
фестивале-конкурсе «Звонкоголосая капель». Результатом совместных усилий
педагога, воспитанницы, родителей стало решение попробовать свои силы и сдать
вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, на класс вокала. В
течение 2010-2011 учебного года педагогический коллектив работал в тесном
контакте со школами №78, 117, 116, 64, 81, 93, 77, 26, 156, 192. Сотрудничество
осуществлялось и с ОППН, поликлиникой №16, городской службой «Семья», городским
наркологическим центром, областным центром «АнтиСПИД»,
с советами общественного самоуправления посёлков Кооперативный, Новый,
Дубравный, Володарский, общественной благотворительной организацией
«Преодоление», интернатом №4, Сормовской танковой
дивизией, районными клубами ветеранов ВОВ и труда, городской библиотекой им.
А.М.Горького и другими. Всего в
2010-2011 учебном году по данному направлению было проведено 38 мероприятий, с
охватом 2447 человека. 5.
Участие в конкурсах городского, областного и федерального уровней.
Результативность.
6. Научно-методическая
работа. Создавая условия для повышения профессионального
мастерства педагогических и административных работников по интеллектуальному,
духовно-нравственному и творческому развитию детей, подростков и молодёжи в
2010-2011 учебном году были проведены: ●
совещания при директоре: «Организация социального опыта в структурных
подразделениях учреждения» (Протокол № 5
от 21.10.2010 г.), «Работа с детьми и подростками, находящимися в
социально-опасном положении» (Протокол № 7
от 19.11.2010 г.), «Повышение профессионального мастерства
педагогических работников учреждения по интеллектуальному,
духовно-нравственному и творческому развитию обучающихся» (Протокол № 8 от 03.12.2010 г.), «Молодёжные неформальные
объединения в фокусе педагогического внимания МОУ ДОД «Арина» ( Протокол № 16 от 08.04.2011 г.); ●
заседания методических объединений декоративно-прикладного и эстетического
направлений: «Формы презентаций учебных проектов и их воспитательный эффект»
(Протокол № 4 от 23.03.2011 г.), «Работа
с трудными подростками и их родителями. Возникающие проблемы и их решение»
(Протокол № 4 от 28.03.2011 г.); ●
совещания при зам. директора по УВР: «Интерактивные
формы организации учебного процесса» (Протокол № 5 от 14.12.2010 г.), «Методы и приёмы оказания
индивидуальной помощи обучающимся» (Протокол № 7 от 21.02.2011 г.); ●
заседание методического совета: «Портфолио педагога дополнительного образования
– способ повышения профессионального мастерства» (Протокол № 2 от 28.10.2010 г.). Очень результативно прошло совещание при
директоре «Повышение профессионального мастерства педагогических работников
учреждения по интеллектуальному, духовно-нравственному и творческому развитию
обучающихся», которое состоялось 03.12.2010г. На совещании было отмечено, что
современные требования, предъявляемые к педагогу, требуют от него систематического
самообразования. Педагог дополнительного образования, если не имеет
педагогического образования, должен изучать специальную литературу по
педагогике и психологии, новинки журналов. Стандарты второго поколения
предъявляют к личности педагога строгие требования. Нравственность
педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной
деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к
обучающимся, к коллегам – всё это имеет первостепенное значение для
духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков. Никакие
воспитательные мероприятия не будут эффективны, если педагог не являет собой
пример нравственного, гражданского и личностного поведения, всегда главного для
обучающихся. Педагог занимает главную позицию в
воспитательном процессе. От его квалификации, личностного роста зависит решение
многих воспитательных проблем. Здесь же было отмечено, что в рамках проекта «Сормовская слобода» по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся будут организованы курсы по изучению социокультурного проекта
«Истоки». Ведь процесс повышения квалификации обеспечивает
личностно-профессиональное развитие педагога, помогает провести интересные
занятия для обучающихся. В результате данного
совещания педагогические работники: Долгополова О.Ю., Мартьянова М.Н.,
Короткова О.Б. и Сидорова И.В. прошли курсовую подготовку по социо-культурному курсу «Истоки». В начале учебного года был разработан план
подготовки и проведения аттестации педагогических работников, так как сроки
аттестационных процедур в 2010-2011 учебном году были сжаты до середины декабря
2010 года. Педагогическим работникам: Григорьеву Д.В., Маякину
А.В. и Токмаковой Г.В. была оказана методическая
помощь в подготовке к аттестации, а именно проведены консультации по западающим
вопросам, оказана помощь в создании мультимедийных презентаций. В результате:
Григорьеву Д.В. была присвоена первая квалификационная категория, а Маякину А.В. и Токмаковой Г.В. –
вторая квалификационная категория. В 2010-2011 году
педагогические работники учреждения занимались повышением своего
профессионального мастерства и самообразованием. Они посещали мастер-классы в ДДТ им. В.П. Чкалова (курсы для
руководителей детских театров моды), ГОУ ДОД
ЦРТДиЮ НО (мастер-класс «Стежка «трапунто», «Календари», «Роспись по стеклу», «Применение
элементов лоскутного шитья в одежде и аксессуарах»). Педагог-организатор Маякина С.М. принимала участие в работе «Школы повышения
квалификации для педагогов-организаторов». Всего в течение 2010-2011 учебного
года курсы повышения квалификации прошли 18 педагогических работников по разным
темам в ГОУ ДПО НИРО, МОУ «Межшкольный учебный комбинат» Сормовского района г.
Н.Новгорода, в Нижегородском государственном областном научно-методическом
центре народного творчества и культурно-просветительной работы и других
учреждениях. 7. Организация
платных дополнительных услуг. Платные дополнительные услуги в МОУ ДОД
«Арина» не оказываются.
|
© Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский (подростковый) центр "Арина" 2010
Контактная информация |